Смерти Тоа Тайет
(Грэг Фаршти, 2007)
С уважением посвящаю эту книгу Дэшеллу Хамметт и Дэвиду В. Риду
Ликан, Тоа Огня, молча стоял в наступающей темноте. Вокруг него собралась небольшая толпа Маторанов, потрясённо переговаривающихся между собой. Он понимал тот шок и ужас, который они чувствовали – он чувствовал себя так же.
- Как это могло произойти? В Та-Метру много стражи… - пробормотал он.
- Иногда, пути Мата Нуи чрезвычайно загадочны, - сказал Турага Дума. – Я уже попросил Джаллера расследовать инцидент.
Ликан присел на колено возле неподвижного, погребенного тела Та-Маторана. Он лежал там, куда упал, после того как чан с расплавленным протодермисом необъяснимым образом наклонился и извёрг своё горячее содержимое на него. Это была ужасная смерть.
- Очистите это место от жителей, - попросил Ликан Дума. – Здесь, скорее всего, небезопасно. Скоро вернётся Нидики…
- Я уже вернулся. – Тоа Воздуха мягко приземлился рядом со своим соратником. – Я проверил чан, кабель и связующий механизм, как ты и просил. Это просто удивительно, каким… маленьким выглядит всё здесь оттуда, сверху.
- Что ты нашёл? – нетерпеливо перебил его Ликан.
- Связующий механизм был испорчен, – ответил Нидики. – Кто бы это ни был, он даже не пытался превратить всё в несчастный случай. Это убийство, Ликан.
При звуке этого слова, Ваки Нуураки подошли ближе. Работой этих механоидов было поддерживать порядок в городе, что они выполняли холодно и эффективно. Нидики посмотрел на Ваки с нескрываемым презрением и оттолкнул одного из них.
- Отойдите, - огрызнулся он. – Раньше это было живое существо. Вам не понять.
Ликан протянул руку и осторожно перевернул тело. Его взгляд немедленно упал на маленькую табличку, лежавшую под трупом. На ней были начертаны два слова на Маторанском языке:
«Тоа Тайет»
***
- Не имею понятия. – сказала Тайет, Тоа Воды. – Я даже близко не знакома ни с одним Та-Матораном.
- Так оно и понятно, – ответил Нидики. – Они - не самая интересная компания.
- Подумай, – сказал Ликан. – Ты уверена, что никогда его не встречала? Может, он нес тебе послание?
Тайет покачала головой.
- Прости. Я не знаю. В эти дни я не покидала Га-Метру, тем более не ходила на другую сторону города. Я помогала Нокаме улучшать лабораторию.
- Хорошо, – подвел итог Ликан. – Пока остальные Тоа находятся на миссиях, охранять город в состоянии только мы втроём. Так что будьте осторожны и держите ухо востро. Кто-то убил Маторана и мы не позволим этому повториться еще раз.
Позже, Ликан и Нидики направились к станции Транспортных Труб. Тоа Огня, очевидно, не желал разговаривать, но это не остановило Нидики.
- Итак, убитый Маторан, – произнёс Тоа Воздуха. – Это должно оживить мир.
- В этом нет ничего забавного.
- Уверен, что есть, бесстрашный вожак, – возразил Нидики. – Например, блестящий Тоа Огня не замечает очевидного – это достаточно забавно.
- Что ты имеешь в виду?
- Ладно, предположим, это было некое послание для Тайет. Что, если табличка всего лишь часть послания?
- Одна часть? Тогда где другая?
Нидики криво улыбнулся.
- Лежит на плитах в Та-Метру, Ликан, и он очень, очень мёртвый.
***
Конгу опоздал на работу. Он должен был прибыть на станцию на полчаса раньше, чтобы отключить ночное течение транспортных труб. В результате он так спешил, что не замечал лежащего на дороге предмета до тех пор, пока не споткнулся об него.
Он поднялся на ноги, ворча и отряхиваясь. Кто это разбрасывает по улицам всякое, где оно может стать угрозой? Он уже был готов нажаловаться Ваки.
И тут он остановился. Глаза за маской расширились. Первые лучи солнца осветили лежащий на дороге предмет, и теперь Конгу смог увидеть, что это было: мёртвый Ле-Маторан, чья маска разбилась от падения. В руке он сжимал каменную табличку, на которой читалось: «Тоа Тайет».
***
Беглый осмотр показал Ликану и Нидики, что кабели, на которых работал Ле-Маторан, были обрезаны. И если новость об одном убийстве обеспокоила население Метру Нуи, то известие о втором ввергло Маторанов в панику. Ваки работали беспрерывно и следили, чтобы жители занимались тем, чем им положено, а не отсиживались по домам.
Оставив Нидики одного искать возможные ключи к разгадке, Ликан отправился в Га-Метру. В Великом Храме Тайет не было, в школе Нокамы тоже, к тому же её никто не видел за весь день. Светокамни в её доме были потушены, но темнота никогда не останавливала Ликана. Толкнув дверь, он создал пламя, чтобы осветить жилище.
Внезапный свет испугал Тайет. Она стояла возле дальней стены и смотрела через окно, погруженная в мысли. Увидев Ликана, она расслабилась, пусть и не до конца.
- Мне следовало ожидать тебя, – проговорила она.
Ликан кивнул.
- Еще одна смерть. Тайет, я знаю, тебе не нравится Нидики, поэтому я пришёл без него. Ты и я были друзьями тысячу лет. Мы путешествовали вместе, сражались вместе, а однажды почти умерли вместе. Если тебе что-нибудь известно о том, что происходит, ты должна рассказать мне.
Тайет посмотрела на пол. Казалось, вечность прошла, прежде чем она заговорила.
- Если я скажу… Я подвергну тебя опасности. Лучшее, что я могу сейчас сделать, это уйти из Метру Нуи. Как только я уйду, это прекратится.
Ликан подошел ближе, и взял её ладонь в свою.
- Когда-то давно я служил в башне Тоа, которая находилась под осадой Фростелусов. Командир нашей команды приказал мне оставить мой пост, так как один выживший мог предупредить остальных о том, что произошло. Я был молод, новичок среди Тоа, и я согласился. Я выжил, а они погибли. С тех пор я поклялся никогда не убегать ни от чего. Никогда снова. Мы Тоа, Тайет – Тоа не убегают.
Тайет заглянула в глубину глаз Ликана. Выражение её лица не читалось за Маской Неуловимости. Когда она заговорила, это был медленный, размеренный звук ручья, бегущего в море.
- Ты слышал когда-нибудь о Камне Нуи? Нет? Я предполагала, ты слышал, по крайней мере, легенду. Если бы это была только легенда…
- Что это такое?
- Все мы знаем о Камнях Тоа – практически любой обломок скалы может послужить им. Тоа берёт его в руку и помещает крошечную долю своей энергии внутрь. Позже камень может быть использован для трансформации Маторана в Тоа. Но Камень Тоа пассивен – он всего лишь сосуд для энергии Тоа. Камень Нуи это кое-что другое.
Тайет собрала туман, покрывший её дом, чтобы никто не мог подглядывать за ними сквозь окна, затем продолжила.
- Камень Нуи активен там, где пассивен Камень Тоа. Он не ждёт, пока ты отдашь ему свою энергию – он забирает её сам. Однажды активированный, он будет собирать по крупице энергию любых Тоа, находящихся в радиусе трёх тысяч кио, настолько медленно, но верно, что этого не заметят, пока не будет слишком поздно. После, эту энергию может забрать любое живое существо – ты можешь себе это представить? Одно существо, обладающее силой десятков, а то и сотен Тоа, или еще больше?
- И подобная вещь существует? – спросил Ликан, поняв потенциальную опасность этого предмета.
Тайет кивнула.
- Да, но его создатели осознали риск. Они создали один такой, а потом поклялись его уничтожить. Но прежде, чем они успели сделать это, камень украли – неизвестно кто. Он тысячелетиями переходил из рук в руки, и никто не понимал, что это или что способно натворить… будучи настолько могущественным и настолько доступным. В конце концов, в недалёком прошлом его путь завершился на моём родном острове… во всяком случае, так говорят.
- Но как это связано с двумя мёртвыми Маторанами и с табличками, носящими твоё имя? – воскликнул Ликан.
- Вскоре после того, как я ушла помочь тебе и другим сражаться с Драконом Канохи, команда Тёмных Охотников вторглась на мой остров в поисках Камня Нуи. Они не нашли его и решили, что я забрала его с собой на охрану-сохранение.
- Ты так и поступила?
- Нет! – ответила Тайет. – Если бы эта проклятая вещица попала ко мне в руки, я бы не задумываясь, стёрла её в порошок.
- Однако Тёмные Охотники считают, что она у тебя.
- Они прислали мне сообщение, - проговорила Тайет. – Они угрожают Турага и Маторанам моего острова. Дали мне семь дней на возвращение Камня через их агентов и пообещали помочь мне считать эти дни. Эти смерти… гнусные, злобные… Это их обратный отсчёт, Ликан!
***
Тоа Нидики увернулся от тяжелого каменного блока, брошенного Тёмным Охотником по имени Разрушитель. Увернуться от следующего броска ему не хватило скорости и удар отправил его в полёт на двадцать футов. Тоа врезался в кучу мусора.
Нидики был счастлив услышать от Ликана новость, что в Метру Нуи просочились Тёмные Охотники. В каком-то смысле было облегчением для него знать, что Матораны не сошли с ума и не следовали за ним, даже если обычное объяснение было скучноватым. В любом случае, ему предоставили возможность подраться.
Разрушитель был крупным парнем, примерно тонной механических мышц. Хуже, у него была привычка превращаться в песок и теряться в трещинах в полу, а также телекинетически швыряться всяким мусором. Это уже надоедало. Ликан взял на себя других двух Т.О., и было похоже, что Тоа Огня получил легкую работу.
Что еще нового? – подумал Нидики, вскакивая на ноги.
- Ты мне нравишься, – произнёс он вслух, атакуя врага мини-циклоном. – Ты не разговорчив. Многие из вас обязательно прожужжат все уши во время боя. Должно быть потому, что в свободное время ты говоришь только в том случае, когда к тебе обращаются, так?
Разрушитель зарычал и использовал свою ментальную силу, чтобы обрушить стену на Нидики. Тоа отпрыгнул, перекатился, схватил балку и кинул в противника. Разрушитель поймал её в воздухе и перекусил пополам.
- Чем бы они тебя не кормили, меня это не волнует, – пробормотал Нидики.
Тёмный Охотник продолжил нападать. Нидики вновь уворачивался и атаковал в любой возможный момент, всё время находясь в движении.
- Это умная мысль, вести обратный отсчёт Маторанов. Или это не ты придумал? Задумчивость не по твоей части.
Нидики ожидал увидеть ярость на лице Разрушителя, или что-нибудь вроде улыбки Тёмного Охотника. А получил совсем неожиданное: промелькнувшее недоразумение, после которого последовала волна гнева.
Что это означает?
Разрушитель швырнул еще больше, чем раньше металлических обломков – от такого Тоа Воздуха запросто мог уйти, но Нидики притворился, что удар достиг цели. Когда Разрушитель подошёл ближе, чтобы прикончить его, Нидики отбросил его ураганным ветром. Тёмный Охотник избежал атаки, превратившись в песок, и скрылся в трещине в перекрытии, но Нидики только этого и ждал. Второй порыв ветра, направленный в протодермисовый бассейн создал поток воды, которая превратила песок Разрушителя в грязь. Охотник сделал слабую попытку остаться в битве, но у Тоа Воздуха было преимущество, и он не собирался упускать его. Несколько правильно нанесённых ударов – и всё было кончено.
Рядом возник Ликан. Он победил Тёмного охотника по имени Гладиатор и другого, который обладал какой-то камуфляжной способностью. Тоа сказал, что его противник выглядел как одноглазый жёлтый Рахи, но Ликан не представлял, кого оно пыталось изобразить.
- Их больше нет, – подвёл итог битве Тоа Огня. – Всё закончилось.
- Ты уверен?
- Мы с Гладиатором… поболтали, - запнувшись, ответил Ликан. – Я уверен.
- Пойдёшь к Тайет, чтобы она вышла на белый свет?
Ликан уставился на Нидики. Что-то не то было в голосе Тоа Воздуха, словно тот был чем-то сильно озабочен.
- Да, – ответил Ликан. – Я должен поместить этих Охотников куда-нибудь до тех пор, пока не решим, что делать с ними. Позаботимся о более важных делах для Дума. Затем я пойду к Га-Метру.
- Тогда я скорее всего встречусь с тобой там, – сказал Нидики, уходя. – Да… скорее всего.
***
Ликану потребовалось больше времени, чем он ожидал, чтобы выполнить все дела. Ночь уже опустилась на город, когда он прибыл в Га-Метру. Нидики уже был там, стоял вместе с Тоа Тайет в центре толпы Маторанов. На земле лежала неподвижная Га-Маторанка. По луже воды, растекающейся вокруг её тела, Ликан мог судить, что её только что вытащили из канала. В её руке находилась знакомая уже табличка с именем Тайет.
- Что случилось? – спросил он, уже зная ответ.
- Это было ужасно, – сказала Тайет. – Я услышала крик и всплеск… Я выбежала наружу… она была уже мертва. Утоплена с этим… жутким напоминанием в руке.
- Так же, как и остальные, – подтвердил Нидики, его глаза надолго встретились с глазами Ликана. – Расскажи, когда это произошло, Тайет.
- Всего пару минут назад, – ответила Тоа Воды.
- Но ведь… - начал Ликан.
Нидики перебил его:
- Это и вправду ужасно. Но не бойся, Тайет, мы с Ликаном поймаем тех, кто сделал это. Положись на нас.
***
Час спустя. Темнота накрыла весь Метру Нуи, как и души его жителей. И никто бродил этой ночью в темноте, кроме Ликана.
Он нашел Тайет в её доме. Она посмотрела на него с надеждой.
- Ты нашёл их? Остановил?
Ликан кивнул.
- Да. Тебе… тебе больше не о чем беспокоиться. Нидики и я поймали всех троих Темных Охотников.
Тайет улыбнулась.
- Это замечательно! Тогда счёт завершён… Я снова могу жить. Я больше не должна сидеть в этой затенённой комнате – мы можем снова разделять приключения, как и в былые времена.
Ликан прошёл мимо неё. Прежде, чем она успела отреагировать, он пробил дыру в задней стене и вытащил из ниши светящийся красный камень.
- Это мы тоже разделим? Это ведь Камень Нуи, не так ли? Тот, которого, по твоим словам, у тебя нет?
- Как ты…
- Камень полон энергии. Энергии, которая даёт тепло, – произнёс Ликан. – Как только я понял, что искать нужно последнее, дело упростилось совсем. Тепло – это моя работа.
Тайет поднялась. Она вовсе не выглядела взволнованной или захваченной врасплох. Она была холоднее любого льда, который встречал Тоа Ликан.
- Что ты хочешь сказать словами «знал, что нужно искать»? Я даже не знаю, как он попал сюда.
- Выходит, ты многого не знаешь, – отрезал Ликан. – Например, что мы с Нидики поймали трёх Тёмных Охотников еще этим утром. Они не могли убить Га-Маторана этой ночью и оставить на ней табличку.
Нидики сказал мне, что Разрушитель выглядел смущенным, когда услышал об убийствах – он удивился, потому что на самом деле не знал о том, что происходит. Он и остальные явились за тобой – это правда. Но не они убивали Маторанов.
Ликан окружил Тоа Воды кольцом огня.
- Их убивала ты, Тайет.
- Это просто смешно! – крикнула Тайет, вызывая дождь, чтобы погасить пламя. – Вы спятили, раз подозреваете меня в подобном?
- Темные Охотники были правы. След Камня Нуи оборвался на твоём острове, и ты забрала его с собой, когда уходила сюда. Им нужен Камень и ты знала, что они не остановятся ни перед чем, пока не остановят их самих. Поэтому ты начала убийства и поймала нас с Нидики на этот трюк. Не услышав от нас ничего, ты решила, что Охотники всё еще на свободе, поэтому отсчёт следует продолжать.
Поток воды из ниоткуда ударил Ликана и отбросил его на другой конец комнаты. От неожиданности Тоа Огня упустил Камень Нуи и тот упал прямо в водяной пузырь, который медленно поплыл к Тайет.
- Я думаю, Нидики составит проблему, но не ты, – строго произнесла она. – Ты настолько же доверчив, насколько повёрнут на чистоте Тоа. Я не уверена, что Нидики доверяет самому себе. Следи за ним, Ликан, от него не стоит ожидать ничего хорошего.
- Хочешь сказать, как и от тебя?
Тайет засмеялась.
- Меня? С силой этого камня, я стану самой могущественной Тоа, когда-либо жившей. Представь – никаких нападений со стороны Рахи, никаких Тёмных Охотников, а возможно, я также уберу и Братство Макуты. Так, для развлечения. То, что не смогла сделать Лига Шести Королевств, смогу сделать я – приведу к закону и порядку всё живое.
- Твой закон, и твой порядок, – проговорил Ликан. – Закон, построенный на трупах Маторанов, порядок, построенный на лжи – ничего хорошего из этого не выйдет.
- Твои проблемы, Ликан, – хихикнула Тайет. – Ты всегда поступаешь по правилам. Всегда заботишься об остальных. Ты не задумывался о том, что можно сделать гораздо больше добра, если перестать беспокоиться о возможных потерях?
- Как только мы перестанем заботиться обо всём этом, мы сами станем частью проблем, – ответил Ликан.
- Нет, никаких больше проблем, – сказала Тайет и перевела взгляд на камень в своей руке. – Я собираюсь стать их величайшим решением.
Она сжала камень Он начал потрескивать, аура багровой энергии окружила её. Ликан выстрелил струей огня, но она отразила его атаку, даже не посмотрев в его сторону. Её мощь росла с каждой секундой. Вскоре она будет способна задуть его, как огонёк в урагане.
- Не делай этого! – воскликнул Ликан. – Вспомни, за что мы сражаемся! Вспомни, кто ты!
- Меня не волнует, кто я. Меня волнует, кем я стану!
В следующую секунду всё смешалось. Звук был такой, словно гора раскололась надвое, и дверь слетела с петель, затормозив о Тайет. Нидики стоял в дверном проёме, вокруг него кружилось торнадо.
- Дорогая, я дома, – сообщил Нидики.
Ликан вскочил с пола и приблизился к Тайет, попытавшись подобрать камень, выпавший из её руки. Тоа Воды отшвырнула Тоа Огня в сторону и ударила Нидики приливной волной, которая выбросила его из комнаты. Тут её энергия взорвалась, разнося в мелкие щепки её собственный дом.
На глазах испуганного Тоа Огня Тайет начала подниматься на водяной колонне. Она росла всё выше и выше, уже стало казаться, что вот-вот Тоа Воды коснётся звёзд… И она смеялась, громовым, кошмарным смехом, который разрушил надежды и веру Ликана, словно те состояли из хрусталя.
- Всегда знал, что она смотрит на нас свысока, но это забавно, – произнёс Нидики. – Ты готов охладить её планы?
Ликан не ответил. Вместо этого он сфокусировал свою силу на всём тепле, окружавшем колонну воды, на которой стояла Тайет. Эффект моментален – вода обратилась в лёд. Прежде, чем Тоа Воды успела ответить, Нидики взял столб из металлического протодермиса и разбил лёд на куски.
Лишенная равновесия, Тайет выпустила Камень. И тут же вся её сила испарилась, поскольку контакт был прерван. Шок от столь неожиданной потери ошеломил её. Она падала. Камень Нуи падал. Ликан посмотрел и на то, и на другое, раздумывая, что – или кого – поймать. Он выбрал Тайет.
Нидики тоже сделал выбор. Он встал прямо под падающий Камень Нуи, готовый поймать его. Краем глаза он увидел, как Ликан подхватил Тоа Воды. Камень Нуи приближался всё ближе… ближе… и затем вспышка огня сбила его с траектории полёта.
- Нет! – вскричал Нидики, протянув за камнем руку. Однако поверхность его была столь горячей, что удержать его дольше, чем на секунду он не смог. Камень упал на землю и разбился на миллиард осколков, чья красная аура потухла и, наконец, погасла совсем.
- Ты! – Взревел Нидики. – Ты придурок, кретин – да что такое с тобой?!
Ликан оплёл Тайет огненными цепями. Хотя Тоа Воды они не касались, та не могла шевельнуться без опасности быть сожженной заживо. Цепи были раскалены добела, и любая влага испарялась, даже не входя в контакт с ними. После разрушения камня пропала и окружавшая её багровая аура.
- Прости, Нидики. Моя ошибка, – ответил ему Ликан. – В последнее время я много их совершил.
***
Тайет была заперта в Колизее, пока Турага Дума и Ликан пытались решиться на соответствующее наказание. Несмотря на охрану, она пропала ночью. Доложили, что внезапно в её камере появилось огромное существо и телепортировало её оттуда. Это сочли галлюцинацией.
Ликан так никогда и не узнал, что произошло с Тайет, хотя эта загадка преследовала его всю его жизнь. А узники Ямы поприветствовали нового сокамерника той ночью, осужденного за непростительные убийства тех, кого она поклялась защищать.
Тайет была среди тех, кто погиб во время Великого Катаклизма, что разрушил Яму. Немногие сбежавшие утверждали, что она сражалась вместе с Гидраксоном, пытаясь помочь ему помешать бегству узников, в то время как другие уверяли, что она пыталась сбежать сама, и ей просто не повезло.
Как и многие вещи, правду никогда никто не узнает… а тех, кто всё еще помнит её убедили поверить во что угодно, лишь бы они спокойно спали.